Оформить онлайн заявку
Для обратного звонка
Москва, Рябиновая улица, 46А/1Б
На федеральном портале нормативных правовых актов для общественного обсуждения представлен законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», а также в другие законы Российской Федерации. В проекте предлагается передать полномочия по выявлению и устранению несанкционированных свалок регионам и муниципалитетам. После фиксации нарушений предполагается, что местные органы власти будут обязаны заниматься ликвидацией таких свалок, а затем обращаться в суд, чтобы взыскать расходы с владельцев земельных участков.
Однако одних полномочий регионам и муниципалитетам недостаточно для решения проблемы незаконных свалок. Простая передача ответственности без реформирования всей системы не приведет к решению проблемы. Этот вопрос активно обсуждается различными государственными ведомствами и экспертами, как отметил председатель комитета Государственной Думы по вопросам экологии Дмитрий Кобылкин в одном из своих недавних обращений на публичной странице.
По данным, предоставленным Росприроднадзором за прошедший год, в стране зарегистрировано свыше десятка тысяч несанкционированных свалок. Наиболее остро проблема стоит в Приволжском, Южном и Дальневосточном федеральных округах. Особенно тревожным является то, что в ряде туристически привлекательных регионов количество свалок не уменьшилось с предыдущего года, а в некоторых случаях даже увеличилось. Это может быть связано с ростом числа туристов и недостаточным контролем в этих местах.
Ключевой проблемой в большинстве регионов остаётся недостаток инфраструктуры для переработки и утилизации отходов. Это включает нехватку мест для размещения мусора, слабую мотивацию у местных органов власти и недостаток контроля за ситуацией. Недостаточно и ответственности за ненадлежащее обращение с отходами, что затрудняет борьбу с незаконными свалками.
Предложение закрепить за муниципальными властями полномочия по выявлению, документированию и ликвидации таких свалок, а также возложить на них обязанность предъявлять претензии владельцам земельных участков, может лишь усложнить существующую проблему. На практике это не приведет к её решению, что подтверждается статистическими данными — регионы, где эта проблема была наиболее острой, не добились существенных изменений в течение прошлого года.
Если передавать полномочия на региональный и муниципальный уровень, важно одновременно обеспечить соответствующее финансирование для реализации этих задач. Проблема несанкционированных свалок не может быть решена исключительно за счёт экологических платежей. Их поступление сильно варьируется в разных регионах, и в некоторых случаях средства приходится взыскивать через судебные процедуры, что существенно замедляет процесс. Независимо от объёма экологических платежей, недостаток финансирования неизбежно вызовет проблемы в управлении на местах и усилит давление со стороны надзорных органов.
Прежде чем принимать окончательные решения, необходимо провести подробный анализ ситуации в регионах, включая распределение экологических платежей. Также важно выяснить, сколько средств фактически тратится на выявление и устранение незаконных свалок в сотрудничестве с региональными операторами по обращению с отходами.
Законопроект также предполагает упразднение приоритета в распределении экологических платежей, которые ранее направлялись преимущественно на ликвидацию накопленного экологического ущерба. Это вызывает вопрос о том, как изменится финансирование мероприятий по устранению незаконных свалок.
Ситуация достаточно сложная и требует тщательного обсуждения с участием всех сторон — от муниципальных властей и региональных операторов до представителей Минприроды и Минфина.
2024© Информация на сайте, касающаяся технических характеристик и стоимости товаров, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437(2) Гражданского кодекса РФ.